МАУК «ЦБС» г. Березники - Художники Победы. Часть 3
ЧитателямПобеда! 75 лет → Художники Победы. Часть 3

Память нашей победы

Образы войны

Сегодня мы предлагаем вам трудную работу - совершить экскурсию по выставке «Образы войны», рассказывающей о взгляде русских художников на трагические события Великой Отечественной войны.

1938 год - мир движется к кровопролитной войне. В этом году на экраны Советского Союза выходит фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский». Похож ли мудрый герой фильма на человека жившего 700 лет назад, одержавшего победу над германскими крестоносцами и канонизированный в 1549 году? Наверное, нет, но он так мудр и обаятелен, так созвучны каждому слова: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет».

Александр Невский давно стал собирательным образом защитника отечества. В 1942 году, когда победа ещё была не очевидна, немцев только отогнали от стен Москвы, художнику Павлу Корину поступил заказ, написать триптих «Александр Невский» И хотя работа была заказной, писал её художник по велению своей души. Он хотел напомнить, как ровно семь веков назад враг, покушавшийся на наши земли, и на дух народа, был разбит. И мы не можем проиграть, не отразить новое нашествие врага. «Я писал Невского, стремясь отразить, гордый дух народа, который встал во весь свой гигантский рост»,– писал Корин. Картина действительно монументальна, она тревожна и сурова, она как икона, с которой святой Александр Невский со знаменем Спаса Нерукотворного бесстрашно и повелительно смотрит, благословляя на подвиг. Неслучайно многие бойцы носили картину вместо иконы в бой.

Художник Аркадий Пластов очень любил деревню. В1917 году после учёбы он вернулся в родную деревню. Там художник написал множество пейзажей и портретов односельчан. Но с началом войны в мирную жизнь села и картины художника врывается ощущение трагедии.

На картине «Фашист пролетел» Пластов как будто маскирует смерть идиллической картиной. Кажется, мальчик прилёг отдохнуть, а коровы мирно пасутся рядом. Только улетающий самолет будит тревожное чувство. И мы замечаем кровь, стекающую с головы мальчика, собаку, тоскливо воющую рядом с телом убитого хозяина. Эту картину Сталин показал в 1943 году участникам конференции в Тегеране. Повлияла ли она на ход исторических событий?

 

Я люблю картины Александра Дейнеки, так они современны, так свежи, и романтичны, и герои художника – молодые, здоровые и красивые! Поэтому, наверное, моя любимая картина о войне  – «Оборона Севастополя». Художник написал картину под влиянием новости о взятии города фашистами. Дейнека увидел фотографию любимого Севастополя, разрушенного до неузнаваемости. «Это время в моей жизни будто выпало из сознания, я был всецело поглощён стремлением нарисовать картину»,- писал позже художник.

Живописец любил белый цвет. Красивые люди в движении его любимая тема. Советские матросы в нереально белоснежной униформе сошлись в кровавой схватке с тёмными силами фашистов. Фон боя огненно-красно-черное месиво, море – свинцово-серое. На переднем плане могучий боец, бросающий гранаты. Высшей динамичности достигают действия матросов на заднем плане. Моряки бегут рядами, выстраивая цепь, и вступают в бой. Действия на картине происходят так быстро, что невольно представляешь дальнейшее развитие событий. Кажется, что художник представлял, – Севастополь скоро вновь будет свободен.

В шестидесятые-семидесятые в советское искусство приходит новый взгляд на войну. Появляется знаменитая «лейтенантская проза» фронтовиков Ю. Бондарева, В. Быкова, Б.Окужавы, которые предельно просто, без ложного пафоса показали войну. И художники переходят к честному, порой жёсткому взгляду на события войны. В это время почти не с пишется батальных сцен, главной темой становится личное, тема беды каждого. Художники стремятся к переосмыслению человеческих потерь, принесённых войной.

Когда говоришь о войне, вспоминается песня В. Баснера, любимая всеми фронтовиками.

Как много их друзей хороших
Лежать осталось в темноте
У незнакомого посёлка
На безымянной высоте.

 

«На безымянной высоте» называется работа Бориса Неменского. Сколько их мальчиков полегло на безымянных высотах! Картина написана по личным военным воспоминаниям. «Я шел пешком, с полной выкладкой солдата. Шел долго, устал. И сел на торчащий из-под снега то ли камень, то ли пенек пожевать сухарь и дать ногам отдохнуть. Неожиданно заметил, что поземка прямо подо мной колышет траву. Но трава зимой не мягкая, колыхаться от легкого ветра не может. Всмотрелся, встал. Оказалось, что я сижу на мертвом немецком солдате – почти полностью занесенном. Я вздрогнул, так этот мальчик был похож на меня». Воспоминание долго не давало покоя. Только в 1960 году Неменский создает первый вариант картины «Безымянная высота», где изображает двух мальчиков, русского и немца. Положение тела русского напоминает позу распятого Христа. А рядом пробивается жизнь – первые весенние цветы.

 

Философские и христианские мотивы присутствуют в творчестве художников 70-80 годов. Михаил Савицкий ушёл на фронт в 19 лет. Оборонял Севастополь 250 дней, попал в плен после взятия города немцами. Большая часть работ художника о войне. Одна из них картина «Поле» – поле жатвы, дающей жизнь и поле страшной смертной жатвы. Поводом для написания этой работы послужили слова Христа: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если и умрет, то принесет много плода». Теми семенами, которые падают в поле и, умирая, приносят новый урожай, становятся жизни советских солдат. Они жертвуют собой ради последующих поколений.

 

Мы не знали войны, не видели. Мы знаем её лишь по книгам, фильмам, рассказам фронтовиков. Поколение фронтовиков уходит. Встречая их 9 мая, задаём себе вопрос: «Неужели они победили?». Да, они! И помнят те страшные времена, потому что молодость забыть невозможно. Одно из лучших полотен о войне сегодня – картина Игоря Кравцова «Последний салют». Художник рассказывает о ветеранах, собравшихся помянуть ушедшего товарища и тех, кто навсегда остался на полях сражений. «Последний салют» – это разговор с тем уходящим поколением, размышление о их судьбе и ответственность за испытания, которые преподнесла фронтовикам судьба.

 

Мы посмотрели несколько полотен художников о войне, этих картин множество, ярких трагических и душевных. Неиссякаемый интерес художников к военной теме говорит нам: «никто не забыт, ничего не забыто».

 

Что читать по теме:

1. Великая Отечественная война : Живопись, графика, скульптура : альбом к 45-летию Победы в Великой Отечественной войне / авт. вступ. ст. и сост. Г. Г. Серова. - Москва : Изобразительное искусство, 1990. - 19 с., 104 л. цв. ил. - ЦБ.

2. Великая Отечественная война в произведениях советских художников : на русском и английском языках : альбом / авт. вступ. ст. и сост. А. А. Юферова. - Москва : Изобразительное искусство, 1985. - 14 с. : 152 с. ил. - ЦБ,10,12.

3. Великая Отечественная война в произведениях советских художников : Живопись. Скульптура. Графика : альбом. - Москва : Изобразительное искусство, 1979. - 16 с. : 293 с. ил. - ЦБ,12.

4. Великая Отечественная война Советского Союза, 1941-1945 : фотоальбом. - Москва : Просвещение, 1978. - 239 с. - ЦБ.

***

5. Дейнека Александр : альбом / авт.-сост. В. Сысоев. - Москва : Изобразительное искусство, 1976. - 3 с., 24 с. ил. - ЦБ.

6. Дейнека Александр / авт.-сост. В. Сысоев. - Ленинград : Аврора, 1970. - 30 с., 59 л. цв. ил. : ил. - ЦБ,12.

7. Ненарокомова, И. С. "Люблю большие планы..". Художник Александр Дейнека / И. С. Ненарокомова. - Москва : Советский художник, 1987. - 208 с. : ил. - (Рассказы о художниках). - ЦБ.

***

8. Разгонов, С. Н. Высота. Жизнь и дела Павла Корина / С. Н. Разгонов. - Москва : Советский художник, 1978. - 160 с. : ил. - (Рассказы о художниках). - ЦБ.

9. Корин : альбом / авт.-сост. Л. И. Ромашкова. - 2-е изд., перераб. - Москва : Изобразительное искусство, 1987. - 28 с. ил. - ЦБ,3,10.

***

10. Неменский, Б. М. Доверие / Б. М. Неменский ; предисл. М. Савицкого. - Москва : Молодая гвардия, 1984. - 165 с. : ил. - (Мастера искусств - молодежи). - 12.

11. Симонов, К. Н. Б. М. Неменский. Память сердца : альбом / К. Н. Симонов. - Москва : Советский художник, 1980. - 2 с., 26 л. ил. - ЦБ.

***

12. Антонова, А. К. Произведения А. Пластова в Государственном Русском музее / А. К. Антонова. - Москва ; Ленинград : Советский художник, 1966. - 40 с. - ЦБ.

13. Жукова, А. С. Пластов из Прислонихи : документально-художественная повесть / А. С. Жукова. - Москва : Детская литература, 1982. - 192 с. : ил. - ЦДБ.

14. Аркадий Александрович Пластов : альбом : на русском и английском языках / авт.-сост. Б. М. Никифоров. - Москва : Советский художник, 1972. - 211 с. : ил. - ЦБ.

15. Пластов : альбом. - Москва : Изобразительное искусство, 1977. - 28 с. : ил. - (Образ и цвет). - 5.

***

16. Дарский, Э. Н. Михаил Андреевич Савицкий. Белоруссия – земля партизанская : альбом / Э. Н. Дарский. - Москва : Советский художник, 1977. - 28 с. : ил. - ЦБ.

Художники Победы. Шершавым языком плаката

Художники Победы. Оружия любимейшего род

 

 

Считаешь эту тему достойной - поделись с друзьями!