МАУК «ЦБС» г. Березники - Дневник XVIII фестиваля стр2
Решетовские встречиДневник XVIII фестиваля - 2018 → Дневник XVIII фестиваля стр2

Дневник XVIII фестиваля - 2018

Дневник XVIII фестиваля стр2

«Мне мил и дорог каждый уголок…»

Ральф Ребер. Немец с русской душой

Ральф Ребер. Немец с 

русской душойВыступление немецкого пианиста и композитора, состоявшееся 1 апреля в концертном зале музыкального училища, стало одним из самых ярких моментов фестиваля «Решетовские встречи».

 

Ральф Ребер. Немец с русской душой

Ральф Ребер – пианист и композитор. Именитый музыкант признался: приезд в наш город – очень важное событие в его жизни!

Родившийся в большой многодетной семье ссыльных немцев, проведя детство в Березниках, Ральф Ребер уже много лет живёт в Германии. Он уехал на родину своих предков в середине 1970-х гг. В родном городе известный музыкант не был почти 60 лет. Только в этом году, наконец-то, он смог наяву прогуляться по улице Челюскинцев, где когда-то бегал мальчишкой.
– Столько раз мне снился мой родной березниковский двор, что я нашёл бы его даже с завязанными глазами! – признался гость.

 

Чтобы увеличить фото, кликните по нему мышкой

Ральф Ребер - из семейного 

альбома Ральф Ребер - из семейного 

альбома Ральф Ребер - из семейного 

альбома Ральф Ребер - из семейного 

альбома

 

В концертном зале музыкального училища в тот день звучали произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова.

Но главным событием для березниковцев стало то, что мы первыми услышали четыре романса на стихи Решетова, которые Ральф положил на музыку: «Небо», «Свет звезды», «Весна. Бубенчики капели», «Иволга». Проникновенные строки поэта, нежное сопрано исполнительницы Татьяны Виноходовой и музыка, созвучная каждому слову – зрители слушали, затаив дыхание... И долго не отпускали гостей, просили исполнить на бис хотя бы ещё один романс.

 

Концерт Ральфа Ребера и 

Татьяны Виноходовой Концерт Ральфа Ребера и 

Татьяны Виноходовой Концерт Ральфа Ребера и 

Татьяны Виноходовой

 

Между музыкальными номерами и после концерта Ральф Ребер охотно делился воспоминаниями.

– В прошлом году, когда умерла моя мама, мы сестрой Лисси перебирали её альбомы фотографий, и я впервые увидел фото 6 на 6 сантиметров. На нём братья Решетовы, а я на руках у их мамы. Думаю, это 1949 год. И с этой фотографии началась вся история. На моей страничке в соцсети случайная знакомая – хотя не знаю, бывают ли случайности или нет, – певица в Перми Татьяна Виноходова, увидела эту фотографию. Она пришла в такой восторг! И сказала: «Мы сделаем концерт». Предложила мне написать музыку к стихам Алексея Решетова – и получились чудные четыре романса. А тут ещё день рождения Алексея 3 апреля, и я приезжаю на фестиваль его имени с музыкой на его стихи. Всё приобрело какой-тот смысл… Прошлое как будто настигло меня.

Барачное детство описано в повести Алексея Решетова «Ждановские поля».

Тем, кто хочет самостоятельно найти страницы с описанием маленького Ральфа, рекомендуем взять в библиотеках 3-й том «Собраний сочинений» А. Л. Решетова.

– Я родился в бараке на калируднике. Но о том барачном периоде жизни у меня воспоминаний нет, я был слишком мал, 2-3 года. Всё что написано в повести обо мне, тоже не помню, только по рассказам родителей.

 

Ральф Ребер Ральф Ребер Ральф Ребер

 

Можете себе представить время только-только после войны. Конечно, дети с немецкими фамилиями страдали, их называли «фашист», «фюрер». Но это к нам никакого отношении не имело. Наши предки приехали на Кавказ в 1816 году. Началась война – и семью выслали в Казахстан, затем попали Урал. Семья Решетовых-Павчинских, как и мои родители, пережила сталинский террор. Их отца – редактора хабаровской газеты расстреляли, маму как соучастницу выслали в Боровск, в Березники. Семья имела аристократическое происхождение, Алексей был сын образованных людей. Семьи Ребер и Решетовых жили в Березниках в одном бараке и были очень дружны на протяжении всей жизни.

Я – пианист, как и мои две младшие сестры, ведь наша мама преподавала в музыкальной школе фортепиано, сначала в Березниках (она была из первых преподавателей музыкального училища), позднее в Перми и Ташкенте. В Березниках я пошёл в музыкальную школу.

В 1960 году наша семья уехала в Пермь. Алексей гостил у нас. Помню, он приехал к нам и подарил родителям свою первую книжку. Тогда он был в подавленном стоянии – трагически погиб его брат. Дружить нам не довелось, я был занят другими интересами, в 1966 уехал в Ленинград в консерваторию. А в 1968 году наша семья переехала в Ташкент, там произошло разрушительное землетрясение, и моего отца – он был известный строитель – вызвали в с семьёй в Ташкент. И больше на Урал я не возвращался.

 

Гость фестиваля Ральф 

Ребер Гость фестиваля Ральф 

Ребер Гость фестиваля Ральф 

Ребер

 

Однажды ради интереса вбил в интернет-поиск своё имя. Одна из ссылок привела меня к тексту повести «Ждановские поля». Вы не представляете, насколько это было волнительно – читать о себе, маленьком! Алексей смог подарить мне несколько страничек из моего детства. Я очень жалею, что он так рано ушёл, что не может услышать, как звучат мои романсы на его строки.

Поэзия Решетова была со мной, в общем-то, все годы. Не скажешь, что я открыл его творчество только сейчас. Мне присылали.

В композиторство я пришёл уже в зрелом возрасте. Первое своё произведение – маленький вальсик – я назвал «Как бы вальс», не считал его чем-то серьёзным. Потом пришли более масштабные произведения, сочинительство увлекло меня. Одной из своих удач как композитора я считаю вокальный цикл на стихи Решетова. Я очень рад, что впервые они прозвучали именно в Березниках, в канун дня рождения Алексея Леонидовича.


Использованы статьи газет «Березниковская неделя», «Новая городская».
Фото И. Фалько и из семейного архива Р. Ребера.

Гость фестиваля 

Ральф Ребер

«Мне мил и дорог каждый уголок…»

Всегда про людей..

 

ВСЕГДА ПРО ЛЮДЕЙВторой день фестиваля «Решетовские встречи» завершился спектаклем березниковского драмтеатра «Земля Эльзы»  Ярославы Пулинович, после которого зрители и журналисты могли пообщаться с автором пьесы.

 

 

«Земля Эльзы» Ярослава 

Пулинович

Ярослава – автор порядка 20 пьес и киносценариев.

Окончила Екатеринбургский государственный театральный институт (отделение драматургии Николая Коляды). Стипендиат Союза театральных деятелей.

Её пьесы входили в шорт-листы фестивалей драматургии «Евразия-2005» и «Новая драма». Финалист литературной премии «Дебют», лауреат премии «Голос поколения», лауреат фестиваля драматургии «Евразия-2007», лауреат премии «Дебют» и других. Пьесы Ярославы Пулинович публиковались в журнале «Урал» и сборниках «Всё будет хорошо», «Театр в Бойлерной», «Пьесы в Щелыково», в книгах премии «Дебют» и др. изданиях, ставились в более чем сорока театрах России, а кроме того в театрах Англии, Польши, Украины, Эстонии, США.

По версии газеты «Moscow times», пьеса «Наташина мечта» входит в десятку лучших русских пьес начала XXI-го века. Фильм «Я не вернусь», снятый по её сценарию, удостоился специального упоминания на фестивале Трайбека-2014 в Нью-Йорке, получил главный приз фестиваля «Film by the Sea» (Влиссинген, Нидерланды, 2014 г.), а также приз Президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино» на XXI Минском международном кинофестивале «Лiстапад» (Минск, 2014 г.). На Международном Кинофестивале фильмов о правах человека «Сталкер» (Москва, 2014 г.) сценарий «Я не вернусь» получил приз имени драматурга Валерия Фрида за лучший сценарий.

Живет в Екатеринбурге. Замужем за российским прозаиком и критиком Романом Сенчиным.

Накануне Ярослава была членом жюри поэтического командного батла, что прошёл в рамках фестиваля «Решетовские встречи».

«Земля Эльзы» 

Ярослава Пулинович– Понравилось ли вам то, что вы увидели на баттле поэтов в Березниках?

– Не могу сказать, что я большой знаток современной поэзии, но кое-что понравилось. В не победивших командах были очень сильные поэты.

– Вас называют одним из самых популярных молодых драматургов страны, ваши пьесы ставят в России, их любят, обсуждают. А вам самой какие ваши пьесы более дороги?

– Мне все пьесы нравятся, я же их сама писала. Бывают пьесы более востребованные и менее. Я отчасти понимаю, с чем это связано, отчасти мне обидно за те пьесы, которые мало ставят. Например, у меня есть пьеса «Хор Харона». Это скорее трагедия в чистом виде, её редко берут к постановке, а пьесы «Жанна», «Земля Эльзы», «Наташина мечта» – мелодрамы, что делает их чуть проще, понятнее.

– В драматургии найти «своё» место, время, героя – сложно?

– Драматургия – это всегда конкретная судьба, всегда про людей. Но во всех хороших произведениях автор пытается вывести от частного к обобщениям. Про людей всегда сложно.

– Насколько герои ваших пьес «списаны» в реальных людей?

– Это собирательные образы. Скажем так: списаны с нескольких людей.

– Насколько в пьесе при постановке остаётся от драматурга?

– Это всё зависит от режиссёра. Я приехала в Березники ещё и затем, чтобы посмотреть эту постановку.

 

Чтобы увеличить фото, кликните по нему мышкой

«Земля Эльзы» Ярослава 

Пулинович «Земля Эльзы» Ярослава 

Пулинович «Земля Эльзы» Ярослава 

Пулинович

 

– Расскажите, как появилась идея пьесы?

– Я была в деревне у своей бабушки. Вся деревня обсуждала историю одной из жительниц, которая вышла замуж в 72 года. Все обсуждали подробности их жизни, в окна заглядывали, на лавочке у магазина обсуждали, занимаются ли они сексом. Две старушки насмерть поссорились из-за этого вопроса. Я заинтересовалась, начала расспрашивать, что да как. Через год эта пара снова подлила масла в огонь, потому что поехала куда-то за границу. Вся деревня обсуждала, нормально ли ездить за границу в таком возрасте, лучше бы внукам деньги отдали. История эта не выходила у меня из головы, и мне представлялась этакая перевёрнутая история Ромео и Джульетты. У прототипов, я знаю, всё хорошо. А история попала в сердце, и так родилась идея пьесы.

– Зачем же вы здесь их убили?

– Мне показалось, так драматичнее.

– То есть вы специально сделали их Малашкиными и Кравчуками, на те же буквы, что Монтекки и Капулетти?

– Не специально, честно! Сейчас только я вижу это совпадение.

– Понравилось ли вам воплощение вашей пьесы на березниковской сцене?

– Да, мне понравилось. Я сюда давно приехать хотела, но всё не получалось. А потом критик Павел Руднев посмотрел этот спектакль, мы встретились во МХАТе, у меня там была читка другой пьесы, и он сказал: «Съезди в Березники, посмотри – прекрасный спектакль!» Он и в «Петербургском театральном журнале» написал потрясающую статью, я прочитала и поняла, что надо ехать. В Березниках я уже несколько раз была. Ставили у вас «Вагончик мой дальний» по моей инсценировке, в проекте «Вербатим» про Березники я была руководителем лаборатории несколько лет назад, мы приезжали с Олегом Лоевским. И я подумала, что надо продолжать традицию, и вот приехала снова.

Да, что касается спектакля. Очень часто эту пьесу ставят по России, и часто её ставят более комедийной. Поначалу мне было трудно в такое, местами монотонное повествование вникнуть, но когда получилось, мне эта эстетика очень понравилась. И безумно понравилась находка с молодыми парнем и девчонкой. Так и задумывала, что они умирают молодыми.

– Спасибо вам за вашу пьесу! Этот рассказ о жизни людей очень трогает!

– Спасибо вам за отзывы, за такой тёплый приём.

«Земля Эльзы» Ярослава Пулинович

Использованы материалы газет «Березниковская неделя» и «Новая городская».

«Мне мил и дорог каждый уголок…»

 

Роман Сенчин. Встреча с читателями

Роман СенчинРоман Сенчин - прозаик, литературный критик, лауреат премии «Большая книга» . Автор романов «Минус», «Нубук», «Елтышевы», «Информация», сборников рассказов «Иджим», «День без числа», «Абсолютное соло», «Изобилие».

В 2009 году роман «Елтышевы» входит в шорт-листы литературных премий «Большая книга», «Русский Букер», «Ясная Поляна», «Национальный бестселлер.

В 2011 году роман «Елтышевы» вошёл в шорт-лист премии «Русский Букер десятилетия».

В 2012 году получает Премию правительства РФ, а в 2015 году за роман «Зона затопления» — третью премию «Большая книга».

В рамках фестиваля прошла творческая встреча писателя со своими читателями.

Романа Сенчина представляет Елена Евдокимова Вопросы из зала Автограф-сессия

Романа Сенчина представляет
Елена Евдокимова

Вопросы из зала

Автограф-сессия

 

«Мне мил и дорог каждый уголок…»