МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2020
Новости → Новости за 2020

Новости за 2020

«Которые тут временные? Слазь!...»

23 декабря 2020

«Которые тут временные? Слазь!...» Уважаемые друзья, коллеги и читатели! Сегодня в нашу литературную гостиную мы пригласили лауреата Литературной премии  им. А.Л. Решетова 2020 года  в номинации «Мастер» Наталию Николаевну Гашеву.

 

Виртуальная литературная гостиная

 

Наталия Николаевна Гашева


Автор публикации Юшкова Анастасия Александровна,
Центральная городская библиотека им. Н.Островского

18+

Об авторе

Наталия Николаевна Гашева – выпускница филологического факультета ПГУ (1983) , кандидат филологических наук, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и социально-гуманитарных технологий Пермского государственного национального исследовательского университета)

 

Сборник стихов Н.Гашевой "Тропинка" читать

 

3 октября 2020 года были названы имена лауреатов Литературной премии, которая носит имя поэта. Премия присуждалась в номинациях «Мастер» и «Молодой талант». О «молодом таланте» Михаиле Игоревиче Куимове литературная гостиная рассказывала чуть ранее.

 

А сегодня мы  зададим несколько вопросов «Мастеру»  -
Наталии Николаевне Гашевой

 

? Насколько остро Вы ощущаете свою сопричастность к творчеству Алексея Леонидовича Решетова?

- Стихи Алексея Решетова звучали в нашем доме всегда. Я с раннего детства помню, как мой отец читал их вслух, наряду со стихами других замечательных наших поэтов, таких, как Владимир Соколов, Николай Рубцов, Евгений Винокуров. Книги Решетова в семье дарили друг другу на память.

В его творчестве удивительно органично соединяются чувство исторического времени, личной его судьбы, его родных, и глубокая тяга к экзистенциальной проблематике человеческого бытия в целом. Очень точное видение реальности во всех достоверных деталях и конкретных подробностях, трезвое знание жизни простого русского человека, уважение к человеку, и уважение к самой жизни, с ее тяжестью, болью, утратами. И, конечно, любовь. Это любовь гуманистическая, религиозная, по сути. К людям, миру, природе. Это размышления о смерти.

 Во всех этих темах Решетов глубок, серьезен, философичен. Не банален. Есть любимые, поразительные, таинственные, по образному строю, строчки: « Девочка на кладбище уснула./ Ягодку до этого нашла, / Бабочку-капустницу спугнула/ И, зевнув, на лавочку легла./ Где-то прогремела электричка,/ Ворон отозвался на сосне./ Словно поминальное яичко,/ Солнышко алело в вышине…».  В этом стихотворении удивительно, как поэт достигает такого художественного совершенства при минимальных средствах, стилистическом аскетизме!

 

? Опишите, пожалуйста, свои ощущения от победы в конкурсе на соискание литературной премии имени Алексея Леонидовича Решетова.

- Всё дело в том, что я себя не считаю поэтом. Складывать слова в рифму и быть поэтом- это не одно и то же. Иногда приходят хорошие мысли и удается их записать - и слава Богу! Скорее, это похоже на дневник, чем на работу поэта.

Может, поэтому я особо никогда и не стремилась печататься.  Вот почему мои ощущения странные: Рада, что то, чем я занимаюсь, еще кому-то пришлось по душе. Спасибо за отклик! Значит, то, что волнует меня и что, дорого мне, беспокоит и еще кого-то в этом мире. Значит, я не одинока.

 

? Кого из поэтов 20-21 века Вы читаете, чьё творчество любите, кого можете назвать своим ориентиром в поэзии?

- Я читаю и люблю многих поэтов. В разные периоды жизни это разные имена. Очень близки и любимы Пушкин, Лермонтов,  Некрасов, Цветаева, Ахматова, Мандельштам, Пастернак, Есенин, Павел Васильев, Тарковский, Высоцкий, Бродский - можно много перечислять.  Конечно, Решетов.

Есть два очень дорогих для меня человека –мы дружим всю жизнь- и два замечательных поэта современной России- это пермяк Юрий Беликов и, живущий в Подольске, сибиряк Сергей Князев.

 

? Насколько есть место творческому человеку в реалиях сегодняшнего дня?

 Во все времена творческому человеку трудно. Во все времена есть обстоятельства, которые противоречат самой сути творчества. Но как справедливо считал философ Николай Бердяев, только творчеством можно оправдать существование человека на земле. Наше время- не исключение.

Это иллюзия, что только сегодня практицизм, утилитаризм, всяческие проявления социал-дарвинизма, прагматика, борьба за жизнь и т.д. вытесняют из человеческой жизни Поэзию, Фантазию, Мечту, Любовь, Творчество.

Так может рассуждать только тот, кто не способен жить творчески. Я имею ввиду не только художественное творчество, а вообще творческое отношение к жизни, к людям, к себе самим.

 

 


 

 

Второй блок вопросов составлен по материалам Вашей публикации,
которую Вы отправили на конкурс для соискания премии им.А.Л. Решетова. 
Несколько вопросов о Вашем творчестве:

 

? Что для Вас значит «не войти в свои следы»? Это новые перспективы или тревога (о чём?), страх (чего?)

- Однозначного ответа не может быть, если речь идет о поэтическом образе. Возможны разные толкования. Невозможность возвращения назад? Невозможность повторения чего-то драгоценного? А ведь всё, что есть у человека - это его прошлое.

Тревога и страх относительно того, что невозвратимость непоправима? Может быть, тревога и страх, относительно того, что мы внутренне постоянно меняемся-то, что Набоков обозначил, как  непрерывное «струение человека». Не равенство человека самому себе. Не тождественность.

Здесь, конечно, и перспектива, и утрата- одновременно.

Мы на протяжении всей своей жизни постоянно переживаем эти умирания и рождения заново.

 

? Кто кого приручает – человек - судьбу или судьба человека? Как приручить свою судьбу? А если не удастся – что тогда?

- Приручить судьбу нельзя, наверное. Ее нужно попытаться угадать. Судьба - это призвание. Не всем удается себя выразить в жизни. Многие живут не свою жизнь. Иногда прозрение приходит слишком поздно. Многие проживают машинально свою жизнь. Не угадав своей судьбы.

 

? Если слово – посох, а посох – точка опоры, на кого Вы опираетесь в творчестве, а на кого – в жизни? Есть ли в этих двух списках одни и те же фамилии (персоны)?

Слово- посох. Слово-Бог. Человек живет словами, писал когда-то Лесков. А Хайдеггер писал, что Слово-дом Бытия.
Конечно, есть имена, которые со мной всегда. Прежде всего, это моя семья. Мои близкие люди. Родители. Деды, бабушки. Прадеды, прабабушки. Братья и сестры. Моя дочь. Мои друзья. Близкий круг.
Если говорить об именах писателей- то прежде всего это Фёдор Достоевский, Михаил Булгаков, Андрей Платонов,Уильям Фолкнер, Александр Солженицын, Владимир Набоков,  Владимир Высоцкий, Юрий Трифонов, Людмила Петрушевская, Нина Садур. Конечно, этот список можно продолжать.

 

? Насколько остро Вы ощущаете Ваше «несовпадение со временем»?

Я не ощущаю «несовпадения со временем». Я люблю свое время. Как написал поэт замечательно: « Времена не выбирают - в них живут и умирают». Никакого другого времени у нас не будет.
Экзистенциалисты говорят, что это, как раз, самое трудное, полюбить свое время и место, в которые пришлось родиться и жить.

 

? Вы в творчестве обращаетесь к библейским сюжетам («В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог») . При этом Вы утверждаете,  что «наша речь рождается сама».  Для Вас лично эти две темы связаны?

- Думаю, что здесь нет противоречия: речь рождается сама- в том смысле, что не Я придумываю эти слова, а их подсказывает Бог. Это у Ахматовой-она признавалась, что просто записывает, что ей приснилось во сне.

Я не сравниваю себя с великой Ахматовой, но никогда не работала специально над своими сочинениями- в том смысле, что не корпела над рифмами и строчками- просто садилась и почти без помарок записывала беловой вариант.

Как это происходит- никому не известно. Конечно, это таинственный процесс. Без Бога ничего не делается.

 

? В чём тогда, по Вашему, заключается работа поэта?

- Работа поэта - услышать, угадать и записать. Многие подсказки Бога оказываются, к сожалению, нами не услышанными - это так и пропадает- мы остаемся глухи к сигналам интуиции.

 

? Куда мы движемся? Что сделать, чтобы не «слезть» раньше своей остановки?

Куда мы движемся? Мы все движемся в одном направлении. В этом смысле все люди равны. Василь Быков размышлял о великом демократизме смерти. Но все религии и мифологии говорят нам, что душа вечна, что смерти нет.

Что касается своей остановки, то никто никогда не «слезет» раньше своей остановки. Тут уж точно действует судьба. Человек уходит ровно в свой срок, когда он совершил всё то, для чего он явился на свет. Я в это верю.

Сборник стихов Н.Гашевой "Тропинка"

Сборник стихов Н.Гашевой "Тропинка" читать

Услышать, угадать и записать подсказки Бога…, ничего не придумывая…зная при этом, что  …никакого другого времени для этого у нас не будет, … остро ощущая своё неравенство самой себе – ЗАДАЧА НЕ ИЗ ЛЁГКИХ, с которой  Наталия Николаевна справляется мастерски. А значит  - остановка будет не скоро. 

Пожелаем автору новых творческих  горизонтов, за которыми  литературная «Тропинка»  становится широкой дорогой. Ровной дороги желать не станем, поскольку именно ухабы и рытвины позволяют оценить ценность лёгкого шага, найти верных попутчиков и выбрать правильный курс.

Виртуальная литературная гостиная им. А.Решетова

 

Понравилась встреча - поделись с друзьями!


Вернуться