МАУК «ЦБС» г. Березники - Новости за 2020
Новости → Новости за 2020

Новости за 2020

Пастернак и Урал

18 февраля 2020

Пастернак и Урал10 февраля исполнилось 130 лет со дня рождения Бориса Пастернака – писателя, внесшего неоценимый вклад в русскую литературу.  Приглашаем всех жителей города посетить книжную выставку «Пастернак и Урал», которая будет экспонироваться в библиотеке №10 с 18 по 29 февраля.

 

В окрестностях Иваки

Борис Леонидович Пастернак

29 января [10 февраля] 1890 года — 30 мая 1960 года

Материал подготовлен библиотекарем
библиотеки №10
Патраковой Анастасией Николаевной

 

В своем творчестве Борис Пастернак  не раз возвращался к уральской природе и жизненному укладу жителей этого сурового края, ведь с Прикамьем связаны несколько чудесных месяцев его молодости.

Уральскому отшельничеству писателя предшествовал творческий кризис. Будучи сыном известного московского художника и обладая множеством талантов, он никак не мог определиться с истинным призванием. Для московских знакомых он продолжал находиться в тени славы собственного отца. М.Цветаева писала: «Я и в 1921 году встречала отзывы: «Ну да, Боря Пастернак, сын художника, такой воспитанный мальчик, очень хороший. Так это он пишет стихи? Но он ведь, кажется, занимался музыкой…»

В юности Борису Пастернаку прочили будущее музыканта, он хорошо разбирался в литературе и философии, имел склонность к поэзии и делал великолепные переводы. Тем более сложен был для него выбор профессии, ведь тесные связи со столичной интеллигенцией вкупе с суматохой большого города – не самая лучшая среда для человека рефлексирующего, жаждущего самоопределения в жизни. Случайная поездка на Урал вывела его из кризиса. В прикамской глуши, в полутора тысячах верст от столицы он и выбрал для себя судьбу поэта.

Первые впечатления

Морозным январским утром 1916 года на заснеженную платформу станции Всеволодо-Вильва сошел никому здесь не известный 26-летний москвич Борис Пастернак. Приехав на Урал по приглашению инженера Б.И. Збарского, Пастернак провел здесь несколько волшебных месяцев, повлиявших на все его дальнейшее творчество.

Красота, величие и первозданность уральской зимы в рассветных лучах солнца произвели на Пастернака сильное, неизгладимое впечатление, что выразилось в стихотворении «Урал впервые»:

 

Урал впервые

Без родовспомогательницы, во мраке, без памяти,
На ночь натыкаясь руками, Урала
Твердыня орала и, падая замертво,
В мученьях ослепшая, утро рожала.

Гремя, опрокидывались нечаянно задетые
Громады и бронзы массивов каких-то,
Пыхтел пассажирский. И где-то от этого
Шарахаясь, падали призраки пихты

Очнулись в огне. С горизонта пунцового
К лесам подползал океан коронаций,
Лизал им подошвы и соснам подсовывал
Короны и звал их на царство венчаться!

 

Борис Пастернак  в гостиной. Всеволодо-Вильва Борис Пастернак на веранде директорского дома Борис Пастернак в гостиной директорского дома

Борис Пастернак 
в 
 гостиной. Всеволодо-Вильва

Борис Пастернак
н
а веранде директорского дома

Борис Пастернак за пианино
в гостиной директорского дома

 

Жизнь во Всеволодо-Вильве

Здесь, во Всеволодо-Вильве Пастернак провел почти полгода, с января по июнь 1916. Жизнь в глухом северном углу Пермской губернии поразила молодого москвича новизной впечатлений. Из письма родителям: «Здешний быт, климат, природа, здешнее препровождение времени мое и мои занятия – все настолько далеко от Москвы, - хотя бы географически: четырьмя ночами пути по железной дороге отделен я от Ярославского вокзала, - настолько далеко и несходно, что мне не верится, будто назад две недели я еще был в Москве».

Молодого поэта поселили в просторном директорском доме на 12 комнат, в котором уже проживала чета Збарских. Светлый, уютный, обставленный хорошей мебелью с двумя гостиными и столовой, этот дом останется в памяти Пастернака. Жизнь в доме промышленника во Всеволодо-Вильве напомнила интеллигентному москвичу уклад старой дворянской усадьбы. Он пишет родителям: «Живешь здесь не так, как вообще – на даче или в гостях у средних помещиков, но так, как среднему человеку вообще и во сне не снится».

Здесь, в небольшом уральском поселке, затерянном в глухих заснеженный лесах, Борис Пастернак чувствует себя совсем иначе, нежели в столице. Здесь свобода, красота природы, настоящая жизнь. Здесь он мечтает задержаться на несколько лет. Молодой поэт, с подросткового возраста не бывавший в седле, вновь оседлал лошадь, и верховая езда стала его страстным увлечением. Вот строки из его письма родителям: «В этот день я отмахал 56 верст верхом. Вообще я себя в седле чувствую более чем превосходно».

Верхом он выезжает на охоту, стреляет из ружья. Во время поездок на Ивакинский завод Пастернак совершает прогулки по окрестным местам, наслаждаясь видами. Во время такой прогулки родилось трогательное стихотворение «Ивака»:

Ивака

Кокошник нахлобучила
Из низок ливня – паросль.
Футляр дымится тучею,
В ветвях горит стеклярус.

И на подушке плюшевой
Сверкает в переливах
Разорванное кружево
Деревьев говорливых.

Сережек аметистовых
И шишек из сапфира
Нельзя и было выставить,
Из-под земли не вырыв.

Чтоб горы очаровывать
В лиловых мочках яра,
Их вынули из нового
Уральского футляра.

1916,1928


 
Впоследствии Ивака станет прототипом Варыкино из романа «Доктор Живаго».

Размеренность провинциальной жизни благотворно сказалась на творчестве. Первые месяцы своего отшельничества Борис Пастернак часами просиживал за фортепиано. Он всерьез подумывал о возвращении на музыкальное поприще. Вот строки из письма того времени: «Я взялся за игру на рояле <…> Года два эти занятия будут у меня на первейшем плане, и волей неволей придется центр тяжести на эти занятия перенести». Однако планы рушатся вместе с известием о скорой продаже завода. Провинциальная идиллия Пастернака была разрушена.
Пастернак покинул Всеволодо-Вильву 23 июня. Сохранилось его прощальное стихотворение, написанное по обыкновению на заводском конторском бланке:

 

Уже в архив печали сдан 
Последний вечер новожила.
Окно ему на чемодан
Ярлык кровавый наложило.

Перед отъездом страшный знак
Был самых сборов неминучей –
Паденье зеркала с бумаг,
Сползавших на пол грязной кучей.

Заря ж и на полу стекло,
Как на столе пред этим, лижет.
О счастье: зеркало – цело.
Я им напутствуем – не выжит.

 

Образ Камы в поэзии Пастернака

Всеволодо-Вильвенская весна принесла Пастернаку шедевры его лирики, в том числе лучшее из всего, что написано о Каме, - стихотворение «На пароходе»:

 

На пароходе

Был утренник. Сводило челюсти,
И шелест листьев был как бред.
Синее оперенья селезня
Сверкал за Камою рассвет.

Гремели блюда у буфетчика.
Лакей зевал, сочтя судки.
В реке, на высоте подсвечника,
Кишмя кишели светляки.

Они свисали ниткой искристой
С прибрежных улиц. Било три.
Лакей салфеткой тщился выскрести
На бронзу всплывший стеарин.

Седой молвой, ползущей исстари,
Ночной былиной камыша
Под Пермь, на бризе, в быстром бисере
Фонарной ряби Кама шла.

Волной захлебываясь, на волос
От затопленья, за суда
Ныряла и светильней плавала
В лампаде камских вод звезда.

 

На пароходе пахло кушаньем
И лаком цинковых белил.
По Каме сумрак плыл с подслушанным,
Не пророня ни всплеска, плыл.

Держа в руке бокал, вы суженным
Зрачком следили за игрой
Обмолвок, вившихся за ужином,
Но вас не привлекал их рой.

Вы к былям звали собеседника,
К волне до вас прошедших дней,
Чтобы последнею отцединкой
Последней капли кануть в ней.

Был утренник. Сводило челюсти,
И шелест листьев был как бред.
Синее оперенья селезня
Сверкал за Камою рассвет.

И утро шло кровавой банею,
Как нефть разлившейся зари,
Гасить рожки в кают-компании
И городские фонари.


В письме Пастернак пишет: «Я видел, как Коченеет Кама. Этого не опишешь. Лучше и не пытаться». Великая пермская река произвела на молодого поэта настолько сильное впечатление, что ее образ повторяется в его поздних произведениях. Воспоминания о камских просторах угадываются и в запредельном гуле финальных строк «Доктора Живаго»:

 

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.

Таинственная река времени - это Кама, неповторимый и величественный уральский водный путь, по которому с диких верховий спускают вековой лес, собирая его в караваны плотов.

 

На веранде дома управляющего заводами. Всеволодо-Вильва, 1916г.

Пастернак верхом. Май 1916. Пастернак с Борисом Збарским у кедра Черновик стихотворения на конторском бланке

Борис Пастернак
на веранде дома
управляющего заводами.
Всеволодо-Вильва,
1916г.

Борис Пастернак
верхом.
Май 1916.

Борис Пастернак
с Борисом Збарским
у кедра

Черновик стихотворения
на конторском бланке

 

Маленькая промышленная Бельгия

Деловая поездка Бориса Пастернака на Березниковский содовый завод, состоявшаяся в июле 1916 года, подвигла писателя дать будущим Березникам такую характеристику: «Перед окном Кама – сбоку маленькая промышленная Бельгия: элеваторы, трубы, бетонные скелеты, подъездные пути, исполинские цистерны Т-ва Мазут и т.д.»

В то время Березниковский содовый завод был одним из крупнейших химических производств России и принадлежал российско-бельгийской компании «Любимов, Сольвэ и Кº». Для заводских служащих, в числе которых было много бельгийцев, в 1910-1918 гг рядом с предприятием был отстроен благоустроенный поселок, воссоздававший в своем облике небольшой европейский город. Те жаркие июльские дни, проведенные в окрестностях Камы, не прошли для писателя бесследно. Картины заводских окрестностей с пятью дымящимися трубами и панорамами правобережного строгановского Усолья будут описаны в «Повести» (1929):

«Город белел и грудился на другом берегу, и с заводского берега <…> очень легко было понять, чем он стоит, и для чего, и с какой стати. Крутой торговый камень собора и казенных зданий мерцал и пасся, шарахнутый врассыпную подрывными припасами сытости, порохом довольства. Сводя в опрятные квадраты это заречное зрелище руки Грозного и Строгановых, оконца у доктора сияли так, точно именно в честь этой дали было сбито и мешочками сливочной пенки развеяно по дереву свежее масло малярных белил»

Приведенное описание Усолья было едва ли не первым образом этого городка в литературе. А веселые инженеры-бельгийцы станут впоследствии персонажами «Детства Люверс» (1918).

 

В поисках Юрятина

Действие романа «Доктор Живаго» в значительной мере протекает в вымышленном уральском городе Юрятине, прототипом которого является Пермь. В романе точно указывается местоположение города. Город губернский, он стоит на скрещении трех судьбоносных путей сообщения: железной дороги, знаменитого тракта, проходящего через всю Сибирь, и широкой судоходной реки Рыньвы с железнодорожным мостом, взорванным отступающими войсками Колчака.

В романе описана панорама города, именно такой запомнил Пастернак дореволюционную Пермь в мае-июне 1916 года. «Верстах в трех от Разливья, на горе, более высокой, чем предместье, выступил большой город, окружной или губернский. Солнце придавало его краскам желтоватость, расстояние упрощало его линии. Он ярусами лепился на возвышенности, как гора Афон или скит пустынножителей на дешевой лубочной картинке, дом на доме и улица над улицей, с большим собором посередине на макушке».

В наши дни высотные дома скрывают выразительную холмистость пермского рельефа, но стоит лишь представить двухэтажную Пермь начала прошлого века, геометрию улиц, вобравшую волнообразные спуски и подъемы прибрежных холмов, и непременно привидится уездный город Юрятин, именно такой, каким он и описан в легендарном романе.

 

Приглашаем всех жителей города посетить книжную выставку
«Пастернак и Урал»,
которая будет экспонироваться по адресу Советский проспект 18
с 18 по 29 февраля в часы работы библиотеки

 

Содовый завод, начало ХХвв.

 

Рекомендуем почитать:

1. Абашев, В. В. Пермь как текст : Пермь в русской культуре и литературе ХХ века / В. В. Абашев ; предисл. Н. Васильевой. - Пермь : [Б. и.], 2008. - 495 с. - (Пермь как текст). - ЦБ,2,3,4,5,6,7,9,10,11,12.

2. В поисках Юрятина : литературные прогулки по Перми. - Пермь : Звезда, 2005. - 255 с. : ил. - Цб(чз),ЦДБ,2,3,4,5,6,7,10,11,12.

3. Вильмонт, Н. Н. О Борисе Пастернаке : воспоминания и мысли / Н. Н. Вильмонт. - Москва : Советский писатель, 1989. - 224 с. : ил. - ЦБ,2,5,7,10,11,12.

4. Любовь пространства.. : поэтика места в творчестве Бориса Пастернака : к 50-летию присуждения Пастернаку Нобелевской премии 23 окт. 1958 г. - Москва : Языки славянской культуры, 2008. - 423 с. : ил., 16 л. фотогр. - ЦБ(чз),6,10.

5. Образ Урала в документах и литературных произведениях (на материале ХХ века) : учебное пособие хрестоматийного типа / сост. Е. С. Зашихин. - Екатеринбург : Сократ, 2008. - 375 с. : ил. - ЦБ(аб,чз),6,10.

6. Пастернак, Б. Л. Детство Люверс : повесть / Б. Л. Пастернак ; авт. концепции и сост. Е. В. Лившиц [и др.] ; ил. детей из Пермского края в рамках реализации проекта "Школьные исследования и иллюстрации произведений пермского периода Б. Л. Пастернака как уникальный имиджевый продукт территории". - Пермь : Политрук, 2018. - 79 с. : ил. - ЦБ,ЦДБ,6,9,10.

7. Пастернак, Б. Л. Доктор Живаго : роман / Б. Л. Пастернак. - Санкт-Петербург : Кристалл, 2001. - 542 с. - 3,5,6,10,12.

8. Пастернак, Б. Л. Охранная грамота ; Шопен / Б. Л. Пастернак. - Москва : Современник, 1989. - 94 с. - ЦБ,2,3,6,10,11,12.

9. Пастернак, Б. Л. Свеча горела : стихотворения / Б. Л. Пастернак. - Москва : ЭКСМО, 2016. - 414 с. : ил. - (Золотая серия поэзии). - 10.

10. Пастернак, Б. Л. Стихотворения / Б. Л. Пастернак. - Москва : Молодая гвардия, 1990. - 222 с. - (Библиотека "XX век. Поэт и время" ; вып. 2). - 10.

11. Пастернак, Б. Л. Стихотворения и поэмы / Б. Л. Пастернак. - Москва : Художественная литература, 1988. - 511 с. : ил. - (Классики и современники). - ЦБ,ЦДБ,10,11,12.

12. Пастернак, Б. Л. Стихотворения и поэмы : в 2 т. Т. 1. / Б. Л. Пастернак ; сост., подгот. текста и примеч. В. С. Баевского ; вступ. ст. В. Н. Альфонсова . - 3-е изд. - Ленинград : Советский писатель, 1990. - 501 с. - (Библиотека поэта : Большая серия). - ЦБ,10,12.

13. Пастернак, Б. Л. Стихотворения и поэмы : в 2 т. Т. 2 / Б. Л. Пастернак. - 3-е изд. - Ленинград : Советский писатель, 1990. - 368 с. - (Библиотека поэта : Большая серия). - ЦБ,10,12.

14. Пастернак, Б. Л. Стихотворения. Поэмы. Переводы / Б. Л. Пастернак ; сост. Л. А. Озеров. – Мо сква : Правда, 1990. - 544 с. : 16 л. ил. - ЦБ(аб,кнх),3,7,10,12.

15. Пастернак, Б. Л. "Я на той же улице старинной.." = "Geh die gleiche alte Gasse nieder.." : путешествие из Перми в Юрятин : на русском и немецком языках / Б. Л. Пастернак ; изд. подгот. А. О. Филиппов. - Москва : Центр книги Рудомино, 2012. - 365 с. - ЦБ(аб,чз),ЦДБ,3,4,5,6,10,11,12.

16. Пастернак, Е. Б. Борис Пастернак : материалы для биографии / Е. Б. Пастернак. - Москва : Советский писатель, 1989. - 688 с. - ЦБ(аб,чз,кнх),3,4,5,7,10,12.

17. Пастернаковские чтения во Всеволодо-Вильве : сборник научно-исследовательских работ и эссе старшеклассников, 2014-2018 / Мин. науки и высшего образования РФ ; Перм. гос. нац. исслед. ун-т ; сост. М. Г. Артемова [и др.]. - Пермь : Издательство ПГНИУ, 2018. - 179 с. - ЦБ(чз),ЦДБ,6.

18. Переписка Бориса Пастернака / вступ. ст. Л. Я. Гинзбург. - Москва : Художественная литература, 1990. - 575 с. - ЦБ.

19. Пермская память Бориса Пастернака [Изоматериал] / идея, сост., текст В. В. Абашева. - Пермь : Маматов, 2008. - 1 обл. (21 отд. л.). - (Открытие. Пермский край). - ЦБ(чз),6.

20. Сергеева-Клятис, А. Ю. Пастернак / А. Ю. Сергеева-Клятис. - Москва : Молодая гвардия, 2015. - 365 с., вкл. (16 с.). - (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : Малая серия биографий ; вып. 82 ). - 10.

 

Библиотека №10: Часы работы и контакты

Борис Пастернак. Книжная выставка. библиотека 10. Березники


Вернуться